Адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития
Описание образовательной программы
1.
Адаптированная
основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся
с задержкой психического развития (далее - АООП ООО обучающихся с ЗПР) - это
образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории
обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию.
2.
АООП
разрабатывается организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
имеющими государственную аккредитацию, а также образовательных потребностей и
запросов участников образовательного процесса.
Структура адаптированной основной общеобразовательной
программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического
развития
Структура АООП ООО обучающихся с ЗПР включает целевой,
содержательный и организационный разделы.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели,
задачи и планируемые результаты реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР
образовательной организацией, а также способы определения достижения этих целей
и результатов.
Целевой
раздел включает:
•
пояснительную
записку;
•
планируемые
результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП ООО;
•
систему оценки
достижения планируемых результатов освоения АООП ООО.
Содержательный
раздел определяет общее содержание основного
общего образования и включает следующие программы, ориентированные на
достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:
•
программу формирования универсальных учебных
действий у обучающихся с ЗПР;
•
программы
отдельных учебных предметов, курсов;
•
программу
духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ЗПР;
•
программу
формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни;
•
программу
коррекционной работы;
•
программу
внеурочной деятельности
Организационный
раздел включает:
•
учебный план основного
общего образования;
•
систему
специальных условий реализации АООП ООО.
В основу АООП
ООО положены деятельностный и дифференцированный подходы.
Дифференцированный
подход к разработке и реализации АООП ООО обучающихся
с ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые
проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования.
Это обусловливает необходимость создания и реализации разных вариантов АООП ООО
обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана.
Деятельностный
подход основывается на теоретических положениях
отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности
процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной
деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и
нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании
того, что развитие личности обучающихся с ЗПР определяется характером
организации доступной им деятельности (предметнопрактической и учебной).
Основным
средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение
как процесс организации познавательной и предметно практической деятельности
обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте
разработки АООП ООО обучающихся с ЗПР реализация деятельностного подхода
обеспечивает:
-
придание
результатам образования социально и личностно значимого характера;
-
прочное усвоение
обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность
их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
-
существенное
повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности
и поведения;
-
обеспечение условий
для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных
учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы
научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих
продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции,
составляющей основу социальной успешности.