Основы духовно-нравственной культуры народов России
Аннотация к рабочей программе
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа по учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (предметная
область «Основы духовно-нравственной культуры народов
России») (далее соответственно – программа по ОДНКНР, ОДНКНР) включает пояснительную записку,
содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по ОДНКНР.
Программа по ОДНКНР составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, с учетом федеральной рабочей
программы воспитания.
В программе по ОДНКНР соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, учитываются возрастные и
психологические особенности обучающихся на уровне основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей. Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» носит культурологический и воспитательный характер,
главный результат обучения
ОДНКНР – духовно-нравственное развитие
обучающихся в духе общероссийской
гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
В процессе изучения курса ОДНКНР обучающиеся получают
возможность систематизировать,
расширять и углублять полученные в рамках общественно- научных дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем
родной страны, находить в истории российского общества
существенные связи с традиционной духовно-
нравственной культурой России.
Курс ОДНКНР формируется и преподаётся в соответствии с
принципами культурологичности и
культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии.
В процессе изучения курса ОДНКНР обучающиеся получают
представление о существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества
его духовно- нравственным обликом, изучают основные
компоненты культуры, её специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовно-нравственного развития народов
России.
Содержание курса ОДНКНР направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.
Материал курса ОДНКНР представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как многонациональное, поликонфессиональное
государство с едиными для всех законами,
общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями), на микроуровне (собственная идентичность, осознанная
как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой
принадлежит обучающийся как личность).
Принцип культурологичности в преподавании ОДНКНР
означает важность культурологического,
а не конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета
и его смысловых акцентах.
Принцип научности подходов
и содержания в преподавании ОДНКНР означает важность
терминологического единства, необходимость освоения основных научных
подходов к рассмотрению культуры и усвоению
научной терминологии для
понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего
развития для 5–6 классов, когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию
гуманитарных и общественно-научных учебных
предметов.
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса
ОДНКНР включает осознание
важности наднационального и надконфессионального гражданского единства народов России как основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине.
Данный принцип реализуется через поиск
объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их культуре,
религии и историческом развитии.
Целями изучения учебного
курса ОДНКНР являются:
формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение
культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов
этноконфессионального согласия и взаимодействия,
взаимопроникновения и мирного
сосуществования народов, религий,
национальных культур;
создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию
своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;
формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям
представителей разных
национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;
идентификация собственной личности как полноправного субъекта
культурного, исторического и цивилизационного развития
Российской Федерации.
Цели курса ОДНКНР
определяют следующие задачи:
овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося;
приобретение и усвоение
знаний о нормах общественной морали
и нравственности как основополагающих элементах
духовной культуры современного общества;
развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей
и нравственных норм для достойной
жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;
становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
формирование основ научного
мышления обучающихся через систематизацию знаний
и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного
искусства, музыки;
обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков
обоснованных нравственных суждений,
оценок и выводов;
воспитание уважительного и бережного отношения
к историческому, религиозному и культурному наследию
народов Российской Федерации;
содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и
культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности.
Изучение курса ОДНКНР вносит значительный вклад в достижение главных целей основного
общего образования, способствуя:
расширению и систематизации знаний и представлений обучающихся о культуре
и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях,
полученных при изучении основ
религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других предметов
начального общего образования;
углублению представлений о светской этике, религиозной культуре
народов Российской Федерации, их роли в развитии
современного общества;
формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных,
этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами,
на осознание своих обязанностей перед обществом и государством;
воспитанию патриотизма, уважения к истории, языку, культурным и
религиозным традициям своего народа
и других народов Российской Федерации, толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить
ценности других культур,
находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному
обогащению культур;
пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов;
осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в преобладании этических,
интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими;
раскрытию природы духовно-нравственных ценностей
российского общества, объединяющих светскость и
духовность;
формированию ответственного отношения
к учению и труду, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению
и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества
в целом;
получению научных представлений о культуре и её функциях,
особенностях взаимодействия с социальными институтами, способности их применять
в анализе и изучении социально-культурных явлений
в истории и культуре Российской Федерации и современном обществе, давать нравственные
оценки поступков и событий на основе осознания
главенствующей роли духовно-
нравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах;
развитию информационной культуры
обучающихся, компетенций в отборе, использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной познавательной деятельности.
1. Место предмета в учебном плане
Общее число часов, рекомендованных для изучения курса
ОДНКНР, – 68 часов: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе –
34 часа (1 час в неделю).