Химия

На базе центра образования естественно-научной и технологической направленности «Точка роста» обеспечивается реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей, разработанных в соответствии с требованиями законодательства в сфере образования и с учётом рекомендаций Федерального оператора учебного предмета

«Химия».

Рабочая программа разработана на основе ФГОС второго поколения, примерной программы основного общего образования по химии (базовый уровень) и авторской программы Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман (Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений И: Просвещение).

 

1.      МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на этапе основного общего образования 140 часов для обязательного изучения образовательной области «Химия». В том числе в 8 классе – 70 часов, из расчета 2 часа в неделю, в 9 классе – 70 часов, тоже 2 часа в неделю. Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

 

2.      ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Цели изучения химии:

§  освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;


§  овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

§  развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

§  воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

§  применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи:

1.           Сформировать знание основных понятий и законов химии;

2.           Воспитывать общечеловеческую культуру;

3.           Учить наблюдать, применять полученные знания на практике.

 

3.      СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

§  Первоначальные химические понятия

§  Кислород. Водород

§  Вода. Растворы

§  Основные классы неорганических соединений

§  Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

§  Строение веществ. Химическая связь

§  Химические реакции

§  Неметаллы IV VII групп и их соединения

§  Металлы и их соединения

§  Первоначальные сведения об органических веществах


4.      ОСНОВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

Реализация данной программы рассчитана на использование традиционных технологий, а также методов современных образовательных технологий. При проведении уроков используются следующие формы работы: лекция, беседа, рассказ, инструктаж, демонстрация, упражнения, решение задач, работа с книгой.

Методы, применяемые при изучении химии: проблемный, проектный, развивающее обучение, информационно-коммуникативные, объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

В реализации данной программы используются следующие средства:

§  оборудование центра «Точка роста»

§  учебно-лабораторное оборудование;

§  учебно-производственное оборудование;

§  дидактическая техника;

§  учебно-наглядные пособия;

§  технические средства обучения и автоматизированные системы обучения.

 

5.      ПЛАНИРУЕМЫЕ     РЕЗУЛЬТАТЫ     ОСВОЕНИЯ     УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Личностные результаты

Обучающийся   получит   возможность   для    формирования   следующих личностных УУД:

§  определение мотивации изучения учебного материала;

§  оценивание усваиваемого учебного материала, исходя из социальных и личностных ценностей;

§  повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к изучению основных исторических событий, связанных с развитием химии и общества;

§  знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях;

§  оценивание социальной значимости профессий, связанных с химией;


§  владение правилами безопасного обращения с химическими веществами и оборудованием, проявление экологической культуры.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся   получит   возможность   для    формирования   следующих регулятивных УУД:

§  целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

§  планирование пути достижения целей;

§  установление целевых приоритетов, выделение альтернативных способов достижения цели и выбор наиболее эффективного способа;

§  умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

§  умение принимать решения в проблемной ситуации;

§  постановка   учебных  задач,  составление   плана   и   последовательности действий;

§  организация рабочего места при выполнении химического эксперимента;

§  прогнозирование результатов обучения, оценивание усвоенного материала, оценка качества и уровня полученных знаний, коррекция плана и способа действия при необходимости.

Познавательные

Обучающийся   получит   возможность   для    формирования   следующих познавательных УУД:

§  поиск и выделение информации;

§  анализ условий и требований задачи, выбор, сопоставление и обоснование способа решения задачи;

§  выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;


§  выдвижение и обоснование гипотезы, выбор способа её проверки;

§  самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

§  умения характеризовать вещества по составу, строению и свойствам;

§  описывание свойств: твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделение их существенных признаков;

§  изображение состава простейших веществ с помощью химических формул и сущности химических реакций с помощью химических уравнений;

§  проведение наблюдений, описание признаков и условий течения химических реакций, выполнение химического эксперимента, выводы на основе анализа наблюдений за экспериментом, решение задач, получение химической информации из различных источников;

§  умение организовывать исследование с целью проверки гипотез;

§  умение делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы;

§  умение объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации. Коммуникативные

Обучающийся   получит   возможность   для    формирования   следующих коммуникативных УУД:

§  полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

§  адекватное использование речевых средств для участия в дискуссии и аргументации своей позиции, умение представлять конкретное содержание с сообщением его в письменной и устной форме, определение способов взаимодействия, сотрудничество в поиске и сборе информации;

§  определение способов взаимодействия, сотрудничество в поиске и сборе информации, участие в диалоге, планирование общих способов работы, проявление уважительного отношения к другим учащимся;

Хочу такой сайт


§  описание содержания выполняемых действий с целью ориентировки в предметно-практической деятельности;

§  умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

§  формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

§  осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

§  планировать общие способы работы; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

§  использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи;

§  развивать коммуникативную компетенцию, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

§  применять    основные     методы     познания:     наблюдение,    измерение, эксперимент;

§  описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

§  раскрывать смысл закона сохранения массы веществ, атомно-молекулярной теории;


§  различать химические и физические явления, называть признаки и условия протекания химических реакций;

§  соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;

§  пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;

§  получать, собирать газообразные вещества и распознавать их;

§  характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических соединений, проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;

§  раскрывать смысл понятия «раствор», вычислять массовую долю растворённого вещества в растворе, готовить растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;

§  характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решётки, определять вид химической связи в неорганических соединениях;

§  раскрывать основные положения теории электролитической диссоциации, составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей и реакций ионного обмена;

§  раскрывать сущность окислительно-восстановительных реакций, определять окислитель и восстановитель, составлять уравнения окислительно- восстановительных реакций;

§  называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;

§  характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов и металлов;

§  проводить опыты по получению и изучению химических свойств различных веществ;

§  грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни.

Обучающийся получит возможность научиться:

§  выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в


химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;

§  характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

§  составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;

§  прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

§  выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

§  использовать приобретённые знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;

§  использовать приобретённые ключевые компетенции при выполнении проектов и решении учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

§  объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;

§  осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;

§  создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

§  понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.

 

6.      ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

 

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: текущий контроль в форме устного фронтального опроса, контрольных работ, химических диктантов, тестов, проверочных работ, лабораторных работ; итоговый контроль – итоговая контрольная работа.


7.      ИСПОЛЬЗОВАНИЕ    ЭЛЕМЕНТОВ     ДИСТАНЦИОННОГО    И ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Для реализации данной программы могут применяться дистанционные образовательные технологии и электронное обучение. Используемые образовательные платформы (сайты): ЯКласс, Решу ОГЭ, РЭШ.

 

8.      РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА   ПО   «ХИМИИ»  НА   БАЗЕ   ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ «ТОЧКА РОСТА»

 

Создание центра «Точка роста» предполагает развитие образовательной инфраструктуры общеобразовательной организации, в том числе оснащение общеобразовательной организации:

§   оборудованием, средствами обучения и воспитания для изучения (в том числе экспериментального) предметов, курсов, дисциплин (модулей) естественно-научной направленности при реализации основных общеобразовательных программ и дополнительных общеобразовательных программ, в том числе для расширения содержания учебного предмета

«Химия»;

§   оборудованием, средствами обучения и воспитания для реализации программ дополнительного образования естественно-научной направленности;

§   компьютерным и иным оборудованием.

Современные экспериментальные исследования по химии уже трудно представить без использования не только аналоговых, но и цифровых измерительных приборов. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС) прописано, что одним из универсальных учебных действий, приобретаемых учащимися, должно стать умение «проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов».


Учебный эксперимент по химии, проводимый на традиционном оборудовании, без применения цифровых лабораторий, не может позволить в полной мере решить все задачи в современной школе. Это связано с рядом причин:

§   традиционное школьное оборудование из-за ограничения технических возможностей не позволяет проводить многие количественные исследования;

§   длительность проведения химических исследований не всегда согласуется с длительностью учебных занятий;

§   возможность проведения многих исследований ограничивается требованиями техники безопасности и др.

Цифровая лаборатория полностью меняет методику и содержание экспериментальной деятельности и решает вышеперечисленные проблемы. Широкий спектр датчиков позволяет учащимся знакомиться с параметрами химического эксперимента не только на качественном, но и на количественном уровне. Цифровая лаборатория позволяет вести длительный эксперимент даже в отсутствие экспериментатора, а частота их измерений неподвластна человеческому восприятию.

В процессе формирования экспериментальных умений ученик обучается представлять информацию об исследовании в четырёх видах:

§   в вербальном: описывать эксперимент, создавать словесную модель эксперимента, фиксировать внимание на измеряемых величинах, терминологии;

§   в табличном: заполнять таблицы данных, лежащих в основе построения графиков (при этом у учащихся возникает первичное представление о масштабах величин);

§   в графическом: строить графики по табличным данным, что даёт возможность перехода к выдвижению гипотез о характере зависимости между величинами (при этом учитель показывает преимущество в визуализации зависимостей между величинами, наглядность и многомерность);


§   в виде математических уравнений: давать математическое описание взаимосвязи величин, математическое обобщение.

Переход от каждого этапа представления информации занимает довольно большой промежуток времени. Цифровые лаборатории существенно экономят время. Это время можно потратить согласно ФГОС на формирование исследовательских умений учащихся, которые выражаются в следующих действиях:

§   определение проблемы;

§   постановка исследовательской задачи;

§   планирование решения задачи;

§   построение моделей;

§   выдвижение гипотез;

§   экспериментальная проверка гипотез;

§   анализ данных экспериментов или наблюдений;

§   формулирование выводов.

Последние годы у учащихся наблюдается низкая мотивация изучения естественно-научных дисциплин и как следствие падение качества образования.

Поставляемые в школы современные средства обучения, в рамках проекта

«Точка роста» содержат принципиально новое оборудование. Это цифровые лаборатории и датчиковые системы. В основу образовательной программы заложено применение цифровых лабораторий. Тематика предложенных экспериментов, количественных опытов соответствует структуре примерной образовательной программы по химии, содержанию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего (полного) общего образования.

Рассмотренные в пособии опыты прошли широкую апробацию. Многолетняя практика использования химических приборов, ЦЛ в школе показала, что современные технические средства обучения нового поколения позволяют добиться высокого уровня усвоения учебного материала, устойчивого роста познавательного интереса школьников, т.е. преодолеть те проблемы, о которых так


много  говорят,  когда  речь  заходит  о   современном  школьном  химическом образовании.

Рабочая программа учебного предмета «Химия» 8-9 классы (с использованием средств обучения и воспитания Центра «Точка роста») Документ подписан электронной подписью Серийный номер 479392069178180993905932985988858338549683813757 Директор/Заведующий Шаравьев Сергей Владимирович Дата подписания документа 19.10.2023 16:24:00 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».