12.04.2023
12.04.2023
Все это время с переменным успехом ребенок пытается создать свой обособленный внутренний образ с вытекающими отсюда последствиями. Но осложняться состояния личностной сферы могут не только у детей. Возрастные кризисы преследуют и уже взрослых людей: 30 летний жизненный рубеж; в 42 года. Кризисы, в целом, полезны для человека. Их основная суть в обновлении личности, переходе ее на другой уровень развития. Детские и взрослые непростые периоды могут совпадать и усиливать определенные стороны своего проявления. По мнению передовых клиницистов, на долю матери приходится больше неблагоприятных черт, сформированных ею в своем детстве и проявляющихся в последующие кризисные моменты (тревожность, агрессивность, депрессия, авторитарность, доминантность). Взрослые должны, прежде всего, разобраться в своих чувствах и поведении, искренне признать упущения и недостатки своего воспитания, корректировать их самостоятельно или с помощью специалистов. Теперь хочется рассмотреть основную причину конфликта и выход из него. Краткую трактовку любой конфликтной ситуации психологи и педагоги сводят к противоречию между "хочу" и "надо", возникающему у ребенка. Естественна реакция взрослого, прежде всего, запретить, порой в жесткой форме, чем разрешить выполнить задуманное желание своего воспитанника, прогнозируя последствия. У ребенка, не умеющего пока нести бремя ответственности за свои действия, это вызывает протест [2].
12.04.2023
Формирование толерантности и профилактика экстремизма в молодежной среде
Мы должны взглянуть в лицо тому факту,
что нам придется либо погибнуть всем вместе,
либо научиться жить всем вместе,
а чтобы жить вместе, надо общаться
Элеанора Рузвельт
Проблема межнационального общения всегда была и будет актуальной. Значение слова Толерантность – это (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, добровольное перенесение страданий), социологический термин, обозначающий терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Межнациональное общение – это вид социального общения, обусловленный основными сферами взаимодействия народов – экономикой, политикой, наукой, культурой, языком.
В процессе межличностного общения представителей различных культур происходит обогащение национального самосознания. Из более развитых обществ в менее развитые проникают элементы культуры, которые могут содействовать сокращению исторического пути народов, в процессе культурных контактов. Однако не всегда культурные контакты бывают положительными.
Проблемы толерантности
1) сглаживание между ценностными ориентациями различных социальных групп
2) социально-экономическая дестабилизация
3) страх перед возможным ущемлением «национального достоинства»
Древние философы предостерегали:
«Трех вещей нужно избегать(в жизни): ненависти, зависти и презрения».
Опираясь на эти высказывания я определяю основные идеи образовательной стратегии формирования толерантности и межнационального общения в классе. Все мы знаем, что ребенок от природы способен на неосознанную агрессию, унижение и издевательство над другими, поэтому важна роль педагога в формировании толерантности.
Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая прав и свобод других. Толерантность также является основой демократии и прав человека.
Сегодня очевидно, что главный упор в противодействии проявлениям экстремизма и терроризма среди молодежи необходимо делать на их профилактике и своевременном предупреждении. Причем предупреждение терроризма необходимо осуществлять на базе совместных действий всех государственных органов при поддержке институтов гражданского общества, науки, образования и бизнеса. В новых условиях нужны новые правила взаимодействия между властью, и социальными структурами, позволяющие установить партнерские отношения в решении общей задачи по противодействию экстремистским проявлениям, без которых эта работа будет малоэффективной и не даст ожидаемых результатов.
Особая миссия при этом должна отводиться семье, школе, университетам, религиозным деятелям, средствам массовой информации, деятелям литературы, кино, музыки, науки и т.д. Важно создание единого образовательного пространства «семья-школа-вуз», главной задачей которого станет информационное противодействие экстремизму и терроризму в процессе воспитания молодежи.
В соответствии с этим, мне хотелось бы основной акцент сделать на важности разработки идеологической работы в системе образования рассчитанной на долгую перспективу и нацеленной на реанимацию утраченных духовно-нравственных ценностей, в центре которой должен находится человек с его разумными потребностями, здоровым образом жизни, гуманными наклонностями и интересами, чувствами высокой ответственности перед собой и другими людьми. Представляется, что именно такая личность способна не только противостоять, но и разоблачать перед отечественной и мировой общественностью разрушительную сущность и деструктивные цели современного терроризма.
Важной определяющей компонентой в разработке стратегии в антитеррористической работе (и в определенном смысле – единственно эффективной) должна быть педагогическая, образовательная деятельность, направленная на перестройку общественного сознания, воздействие на восстановление позитивных ценностных ориентиров у молодых людей. Особая роль должна отводиться не формальной, а системной пропаганде правовых знаний в учебных заведениях, информированию учащихся об уголовной ответственности за террористические деяния, а также введение антитеррористического образования в различных образовательных учреждениях.
Деятельность образовательного учреждения (МОУ «СОШ №3 г. Пугачева») направлена на предупреждение, предотвращение негативных явлений в молодежной среде, профилактику национального экстремизма и формирование культуры межнационального общения. Педагогические работники школы комплексно подходят к формированию толерантного отношения подростков к гражданам любой национальности, патриотическому воспитанию личности.
В целях воспитания и приумножения здорового, духовно – нравственного потенциала в общеобразовательном учреждении разработан план мероприятий, по созданию социально – психологических условий для развития личности, организации гуманистически насыщенного досуга подростков.
Классными руководителями были проведены следующие мероприятия:
«Добрые люди земли русской», круглый стол «Молодежь говорит – экстремизму нет!», в которой приняли участие учащиеся 9-х классов и обсуждались проблемы отрицательного влияния экстремизма на нашу многонациональную страну. Классные руководители 5-х классов побеседовали с детьми на тему «Человек среди людей. Твое поведение в общественных местах».
Много внимания было уделено и патриотической направленности. Эти мероприятия связанные с победой русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве; освобождением Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского; взятием турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова; днем разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве; мероприятия, посвященные Дню Защитника Отечества и Дню Победы и т.д..
Важную часть работы занимают циклы тематических бесед по профилактике экстремизма, национальной розни, воспитанию толерантности: «Толерантность начинается с улыбки», «Дружат дети на планете», «Закон РФ о противодействии экстремистской деятельности», «Зачем творить добро» и другие.
Все проводимые мероприятия взаимосвязаны многими направлениями деятельности и для достижения их цели педагогические работники школы решают задачи, связанные с индивидуальным подходом к каждому обучающемуся. Чтобы в нашем сложном мире оставаться самим собой, культурные различия нужно воспринимать как данное и пытаться освоиться в "чужой” культуре, не теряя своей собственной. В условиях интенсивных миграций и взаимодействия культур, современная система образования призвана создавать условия для формирования человека, способного к активной жизнедеятельности в многонациональной поликультурной среде. Модель современного образования не может быть создана без учета региональных особенностей, без опоры на историческую память народов, на национальный опыт обучения и семейного воспитания. Межнациональные конфликты как следствие отсутствия культуры межнациональных отношений — печальная реалия сегодняшнего дня. Один из путей выхода из кризисных ситуаций в межнациональных отношениях — этическое воспитание, сориентированное на межнациональное общение, причем начиная с самого раннего дошкольного возраста.
Отсутствие проявлений экстремистского характера свидетельствует об успешности предпринимаемой профилактической работы.
Упражнение – лист Мёбиуса
Задачи: осознание условности разделения мира на «черное» и «белое», осознание интеграции и взаимозависимости между позитивными и негативными качествами личности
Необходимое время 15 минут
процедура проведения: обсуждаю феномен с листом Мебиуса. Любой человек, двигаясь по черной поверхности, неизбежно попадет на белую поверхность. Так и в человеческой личности – любая из черт нашего характера может быть расценена нами как положительная или отрицательная в свете какого-то конкретного события или субъективной точки зрения
Упражнение «народная мудрость»
Задачи: знакомство с пословицами и афоризмами различных народов Востока и Запада; осознание различий в вербальных средствах; осознание сходства основных систем ценностей и представлений
Необходимое время – 40 минут
Обсуждаемые вопросы:
1) определите какие ценности превалируют в данной культуре
2) сгруппируйте пословицы и афоризмы в зависимости от ценностей и установок, которые в них отражены
3) выделите характерные метафоры, образы, выражения, средства, использованные в пословицах и афоризмах
4) попытайтесь найти аналогии этим пословицам в русском языке
5) сравните ценности данного народа, с теми, которые характерны для русского народа
6) определите к какой культуре и к какому народу принадлежат эти пословицы и афоризмы
Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.