Формирование в молодежной среде отношения взаимоуважения и толерантности, способствующего снижению социальной напряженности

12.04.2023

Причины конфликтов между родителями и детьми

12.04.2023

Наиболее животрепещущая тема для большинства семей — проблемы взаимоотношений между родителями и их отпрысками. Ссоры и конфронтации между взрослыми и малышами неизбежны, но, зачастую, неправильные методы их разрешения формируют стойкую неприязнь между людьми, которая может длиться десятилетиями. Разве удовлетворение своего «эго» того стоит?

Конфликты между родителями и детьми неизбежны, но можно минимизировать вред от них, поняв основные причины, по которым они возникают. Например, родители могут всячески доминировать над своим чадом.

Детство — необыкновенный период жизни: закладывается характер человека, нормы поведения, а самое главное, отношения ребенка с близкими людьми. При различных особенностях темперамента, имеющихся у него интересах и способностях, негативная обстановка в семье влечет за собой физическое нездоровье малыша. В чем же секрет позитивного взаимодействия и конструктивных взаимоотношений детей и родителей? Каковы внутренние корни конфликтных ситуаций между ними?

Существуют детские и взрослые возрастные кризисы.

Все это время с переменным успехом ребенок пытается создать свой обособленный внутренний образ с вытекающими отсюда последствиями. Но осложняться состояния личностной сферы могут не только у детей. Возрастные кризисы преследуют и уже взрослых людей:  30 летний жизненный рубеж; в 42 года. Кризисы, в целом, полезны для человека. Их основная суть в обновлении личности, переходе ее на другой уровень развития. Детские и взрослые непростые периоды могут совпадать и усиливать определенные стороны своего проявления. По мнению передовых клиницистов, на долю матери приходится больше неблагоприятных черт, сформированных ею в своем детстве и проявляющихся в последующие кризисные моменты (тревожность, агрессивность, депрессия, авторитарность, доминантность). Взрослые должны, прежде всего, разобраться в своих чувствах и поведении, искренне признать упущения и недостатки своего воспитания, корректировать их самостоятельно или с помощью специалистов. Теперь хочется рассмотреть основную причину конфликта и выход из него. Краткую трактовку любой конфликтной ситуации психологи и педагоги сводят к противоречию между "хочу" и "надо", возникающему у ребенка. Естественна реакция взрослого, прежде всего, запретить, порой в жесткой форме, чем разрешить выполнить задуманное желание своего воспитанника, прогнозируя последствия. У ребенка, не умеющего пока нести бремя ответственности за свои действия, это вызывает протест [2].

Если же говорить о других причинах возникновения конфликта в семье между родителями и ребенком, то следует отметить такие, как:

  1. нежелание и неумение слушать собеседника (родителя или ребенка);
  2. игнорирование желания ребенка;
  3. несовпадение мировоззрений, взглядов на жизнь старшего поколения и младшего;
  4. чрезмерный контроль (со стороны родителей);
  5. разница во вкусах (высмеивание вкусов);
  6. нехватка времени на ребенка;
  7. безразличие со стороны родителей;
  8. проблемы на работе (у родителей).

Таким образом, выходом из конфликта является постепенное приобретение молодым человеком такой черты личности как ответственность. А она не появляется по советам и рекомендациям, ею можно только овладевать, проходя через анализ, дискуссии, критику, споры, чередуя все с рефлексией (самопознанием внутренних состояний, осмыслением своих и чужих действий). Ребенку надо дозировано доверять и помогать оценивать результат собственных поступков.

Конечно, выйти из такой ситуации может быть очень непросто. Особенно в том случае, если кроме родителей и ребенка, в конфликте участвуют и другие лица, например, бабушки. Очень часто при таком положении вещей авторитет мамы и папы в глазах их сына или дочери значительно снижается, вследствие чего бывает невозможно достигнуть тех или иных воспитательных целей.

Чтобы избежать ситуаций, провоцирующих конфликт, нужно вовремя уделять ребенку внимание, говорить слова любви, понимать его и уметь объективно оценивать свои действия и решения. Ведь именно в семье формируется личность человека. Споров и стычек не избежать, но можно сделать так, чтобы их было как можно меньше. Лучший совет — уметь слышать друг друга, понимать и принимать индивидуальность малыша. В любом разговоре с ним, воображайте, что вам столько же лет, сколько и ему, чтобы он почувствовал вас вашим другом, с которым можно делиться секретами и разговаривать на душевные темы.

Несмотря на это, молодым родителям нужно стараться как можно быстрее урегулировать возникший конфликт. Для этого нужно оставаться максимально спокойными, научиться выслушивать своего ребенка и очень внимательно относиться к его жизненной позиции, взглядам и вкусам [3].

Возникновение семейного конфликта говорит о том, что примитивные методы воспитания запрета и попустительства, или, как говорили в старину, кнута и пряника, стали неприемлемы. В арсенале у родителей и педагогов должно быть гораздо больше путей профилактики и выхода из противоречивых ситуаций (развитие интеллекта и физической силы, симпатии к себе и близким, терапия успеха, релаксация, установление равновесия между разумом и чувствами). Два разных мира обязаны найти точки соприкосновения, ради общего счастливого будущего.

Формирование толерантности и профилактика экстремизма в молодежной среде

12.04.2023

Формирование толерантности и профилактика экстремизма в молодежной среде

Мы должны взглянуть в лицо тому факту,

что нам придется либо погибнуть всем вместе,

либо научиться жить всем вместе,

а чтобы жить вместе, надо общаться
Элеанора Рузвельт

   Проблема межнационального общения всегда была и будет актуальной. Значение слова Толерантность – это (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, добровольное перенесение страданий),  социологический термин, обозначающий терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

    Межнациональное общение – это вид социального общения, обусловленный основными сферами взаимодействия народов – экономикой, политикой, наукой, культурой, языком.

В процессе межличностного общения представителей различных культур происходит обогащение национального самосознания. Из более развитых обществ в менее развитые проникают элементы культуры, которые могут содействовать сокращению исторического пути народов, в процессе культурных контактов. Однако не всегда культурные контакты бывают положительными.

Проблемы толерантности

1) сглаживание между ценностными ориентациями различных социальных групп

2) социально-экономическая дестабилизация

3) страх перед возможным ущемлением «национального достоинства»

Древние философы предостерегали:

«Трех вещей нужно избегать(в жизни): ненависти, зависти и презрения».

Опираясь на эти высказывания я определяю основные идеи образовательной стратегии формирования толерантности и межнационального общения в классе. Все мы знаем, что ребенок от природы способен на неосознанную агрессию, унижение и издевательство над другими, поэтому важна роль педагога в формировании толерантности.

Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая прав и свобод других. Толерантность также является основой демократии и прав человека.Хочу такой сайт

Сегодня очевидно, что главный упор в противодействии проявлениям экстремизма и терроризма среди молодежи  необходимо делать на  их  профилактике и своевременном предупреждении. Причем предупреждение терроризма необходимо осуществлять на базе совместных действий всех государственных органов при поддержке институтов гражданского общества, науки, образования и бизнеса. В новых условиях нужны новые правила взаимодействия между властью, и социальными структурами, позволяющие установить партнерские отношения в решении общей задачи по противодействию экстремистским проявлениям, без которых эта работа будет малоэффективной и не даст ожидаемых результатов.

Особая миссия при этом должна отводиться семье, школе, университетам, религиозным деятелям, средствам массовой информации, деятелям литературы, кино, музыки, науки и т.д. Важно создание единого образовательного пространства «семья-школа-вуз», главной задачей которого станет информационное противодействие экстремизму и терроризму в процессе воспитания молодежи.

В соответствии с этим, мне хотелось бы основной акцент сделать на важности разработки идеологической работы в системе образования рассчитанной на долгую перспективу и нацеленной на реанимацию утраченных духовно-нравственных ценностей, в центре которой должен находится человек с его разумными потребностями, здоровым образом жизни, гуманными наклонностями и интересами, чувствами высокой ответственности перед собой и другими людьми. Представляется, что именно такая личность способна не только противостоять, но и разоблачать перед отечественной и мировой общественностью разрушительную сущность и деструктивные цели современного терроризма.

Важной определяющей компонентой в разработке стратегии в антитеррористической работе (и в определенном смысле – единственно эффективной) должна быть педагогическая, образовательная деятельность, направленная на перестройку общественного сознания, воздействие на восстановление позитивных ценностных ориентиров у молодых  людей. Особая роль должна отводиться не формальной, а системной  пропаганде правовых знаний в учебных заведениях, информированию учащихся  об уголовной ответственности за террористические деяния, а также введение антитеррористического образования в различных образовательных учреждениях.

Деятельность образовательного учреждения (МОУ «СОШ №3 г. Пугачева») направлена на предупреждение, предотвращение негативных явлений в молодежной среде, профилактику национального экстремизма и формирование культуры межнационального общения. Педагогические работники школы  комплексно подходят к формированию толерантного отношения подростков к гражданам любой национальности, патриотическому воспитанию личности.

В целях воспитания и приумножения здорового, духовно – нравственного потенциала в общеобразовательном учреждении разработан план мероприятий, по созданию социально – психологических условий для развития личности, организации гуманистически насыщенного досуга подростков.

Классными руководителями  были проведены следующие мероприятия:

«Добрые люди земли русской», круглый стол «Молодежь говорит – экстремизму нет!», в которой приняли участие учащиеся 9-х классов и обсуждались проблемы отрицательного влияния экстремизма на нашу многонациональную страну. Классные руководители 5-х классов побеседовали с детьми на тему «Человек среди людей. Твое поведение в общественных местах».

Много внимания было уделено и патриотической направленности. Эти мероприятия связанные с победой русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве; освобождением Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского; взятием турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова; днем разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве; мероприятия, посвященные Дню Защитника Отечества и Дню Победы и т.д..

Важную часть работы занимают циклы тематических бесед по профилактике экстремизма, национальной розни, воспитанию толерантности: «Толерантность начинается с улыбки», «Дружат дети на планете», «Закон РФ о противодействии экстремистской деятельности», «Зачем творить добро» и другие.

Все проводимые мероприятия взаимосвязаны многими направлениями деятельности и для достижения их цели педагогические работники школы решают задачи, связанные с индивидуальным подходом к каждому обучающемуся. Чтобы в нашем сложном мире оставаться самим собой, культурные различия нужно воспринимать как данное и пытаться освоиться в "чужой” культуре, не теряя своей собственной. В условиях интенсивных миграций и взаимодействия культур, современная система образования призвана создавать условия для формирования человека, способного к активной жизнедеятельности в многонациональной поликультурной среде. Модель современного образования не может быть создана без учета региональных особенностей, без опоры на историческую память народов, на национальный опыт обучения и семейного воспитания. Межнациональные конфликты как следствие отсутствия культуры межнациональных отношений — печальная реалия сегодняшнего дня. Один из путей выхода из кризисных ситуаций в межнациональных отношениях — этическое воспитание, сориентированное на межнациональное общение, причем начиная с самого раннего дошкольного возраста.

Отсутствие проявлений экстремистского характера свидетельствует об успешности предпринимаемой профилактической работы.

Упражнение – лист Мёбиуса

Задачи: осознание условности разделения мира на «черное» и «белое», осознание интеграции и взаимозависимости между позитивными и негативными качествами личности

Необходимое время 15 минут

процедура проведения: обсуждаю феномен с листом Мебиуса. Любой человек, двигаясь по черной поверхности, неизбежно попадет на белую поверхность. Так и в человеческой личности – любая из черт нашего характера может быть расценена нами как положительная или отрицательная в свете какого-то конкретного события или субъективной точки зрения

Упражнение «народная мудрость»

Задачи: знакомство с пословицами и афоризмами различных народов Востока и Запада; осознание различий в вербальных средствах; осознание сходства основных систем ценностей и представлений

Необходимое время – 40 минут

Обсуждаемые вопросы:

1)               определите какие ценности превалируют в данной культуре

2)               сгруппируйте пословицы и афоризмы в зависимости от ценностей и установок, которые в них отражены

3)               выделите характерные метафоры, образы, выражения, средства, использованные в пословицах и афоризмах

4)               попытайтесь найти аналогии этим пословицам в русском языке

5)               сравните ценности данного народа, с теми, которые характерны для русского народа

6)               определите к какой культуре и к какому народу принадлежат эти пословицы и афоризмы

 Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».