Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ''Занимательное естествознание'' (с использованием средств обучения и воспитания Центра «Точка роста»)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа поселка Ребристый
Согласовано:
педагогическим советом
МБОУ СОШ п.Ребристый
Протокол от 25.05.2023 г. №_8_

Утверждаю.
Директор МБОУ СОШ п.Ребристый
_____________ Шаравьев С.В.
Приказ от 25.05.2023 г. № 23-Д

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Естественно-научной направленности
«Занимательное естествознание»
Уровень усвоения программы: базовый
Возраст учащихся 12-16 лет
Срок реализации: 3 года
(с использованием средств обучения и воспитания центра «Точка роста»)
Автор-составитель:

Кичигина О.Л.,
учитель химии, биологии

п. Ребристый
2023 г.

Пояснительная записка
Представленная программа «Занимательное естествознание» разработана в
соответствии с ФГОС и реализует интеграцию естественнонаучных областей. Программа
рассчитана на 3 года обучения. Работа проводится в рамках дополнительного
образования.
Тематика дополнительного образования рассчитана на период с сентября по май.
Периодичность занятий: 1 раз в неделю, 34 занятия в год.
Принципы построения программы
Программа разработана как интегрированный естественнонаучный курс для
учащихся.
Для повышения их активности в программе предусмотрены практические работы с
натуральными объектами природы, с раздаточным материалом, практические работы и
экскурсии в природу. На занятиях используется самостоятельная работа с природным
материалом, опытническая работа, работа с видеофильмами и дополнительной
литературой. Повысить самостоятельность и заинтересованность у учащихся в процессе
познания, сделать деятельность лично значимой, значительно облегчить процесс
приобретения новых знаний и умений позволит использование таблиц, схем,
иллюстраций, различных коллекций и моделей, а также использование на занятиях
игровых технологий.
Актуальность
программы
заключается
в
формировании
навыков
исследовательской и мыслительной деятельности, развитие практических навыков,
привитие чувства причастности учащихся к проблемам охраны окружающей среды,
сознательного, ответственного и бережного отношения к миру природы, собственному
здоровью.
Знания и умения должны подкрепляться действиями, что ведет к формированию
умений, навыков, личного опыта. В рамках курса «Занимательное естествознание» ребята
смогут узнать много нового из мира живой природы и на практике реализовать свои
творческие способности в различных формах работы.
Цель программы: формирование у детей способности к самостоятельной мыслительной
и практической деятельности, положительной мотивации к изучению предметов
естественного цикла.
Задачи:
 Расширение кругозора учащихся;
 Вовлечение каждого участника кружка в активный познавательный процесс;
 Формирование теоретических знаний и практических умений в области
естественных наук;
 Формирование умений комплексного осмысления знаний в области
естествознания;
 Развитие любознательности, наблюдательности, стремления к самостоятельному
овладению знаниями.
Содержание педагогического процесса
Курс «Занимательное естествознание» предусматривает целенаправленное
углубление основных химических, биологических, экологических понятий.

Для вводных занятий характерно сочетание элементов занимательности и
научности. Чтобы не терять познавательного интереса к предмету курса учебная
программа предусматривает практические видов деятельности на каждом занятии.
Программа кружка включает: знакомство с приёмами лабораторной оборудования, с
организацией химического производства, изучение веществ и материалов и их
применение, приготовление микропрепаратов, изучение объектов и процессов
растительного и животного мира.
Занятия в кружке проводятся индивидуальные и групповые. Подбор заданий
проводится с учётом возможностей детей, в соответствии с уровнем их подготовки и с
учётом желания. В случае выполнения группового задания даётся возможность
спланировать ход эксперимента с чётким распределением обязанностей для каждого
члена группы. Основные формы занятий курса - рассказы учителя, обсуждение проблем,
практические, исследовательские, проектные работы, решение задач с нестандартным
содержанием. Обучающиеся готовят рефераты, сообщения, проекты.
Для активизации познавательного интереса учащихся применяются следующие
методы: использование информационно-коммуникативных технологий (составление
учащимися компьютерных презентаций в программе PowerPoint, работа в сети Интернет),
устные сообщения учащихся, написание проектов, выполнение практических работ с
элементами исследования, социологический опрос населения.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:














развитие интереса к познанию мира природы и окружающих веществ;
осознание потребности к осуществлению экологических, здоровье сберегающих
сообразных поступков;
осознание места и роли человека в биосфере;
расширение сферы социально-нравственных представлений;
установка на безопасный здоровый образ жизни, умение ориентироваться в мире
профессий.
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на
здоровый образ жизни;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность
следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего
поведения;
Метапредметные результаты:
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
освоение норм и правил социокультурного взаимодействиями со взрослыми и
сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья и др.);
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего
мира, веществами, телами.
Регулятивные универсальные учебные действия
оценить способность планировать и проводить исследование:
- определять проблемы, цель; планирования своей деятельности
- находить алгоритм решения, выдвигать гипотезы
- оформлять, проверять и оценивать конечный результат, корректировать






















- самостоятельно работать с информацией для выполнения конкретного задания
- делать анализ проделанной работы и выводы
Коммуникативные универсальные учебные действия
ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои
затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
формулировать собственное мнение и позицию;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
ставить и формулировать проблемы;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том
числе творческого и исследовательского характера;
узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей
действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ,
заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
установление причинно-следственных связей;
умение проводить поиск и выделять необходимую информации для объяснения
явлений
- умение производить выбор наиболее эффективных способов решения задач
- осуществлять структурирование знаний
Предметные результаты:
овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами
нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьес
берегающего поведения в природной и социальной среде;
усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений, характерных для
природной
и
социальной
действительности ;
умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира,
выделять, описывать и характеризовать факты ;
владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире природы и социума;
использовать методы естественных наук: наблюдать и описывать биологические
объекты и процессы; ставить биологические, химические эксперименты и
объяснять их результаты;
• знать и аргументировать основные правила поведения в природе;



• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;



• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии, химии.

Дети научатся :
 давать научное объяснение естественнонаучным фактам, процессам, явлениям,
закономерностям, используя естественнонаучные теории (клеточную,
эволюционную, законы сохранения массы и энергии и т.д), учение о биосфере;



характеризовать современные направления в развитии биологии, химии; описывать
их возможное использование в практической деятельности;



оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды,
прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования
отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.

получат возможность научиться:


организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по
биологии, химии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать
гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую
информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать
выводы на основе полученных результатов, представлять продукт своих
исследований;



прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и
экологических требований;



выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных
отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в виде схем;



анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач
информацию о современных исследованиях в биологии, химии, медицине и
экологии;



аргументировать необходимость синтеза естественно-научного и
социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации;



моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов
окружающей среды;



выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного
воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения
антропогенного воздействия на экосистемы;



использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и
повседневной жизни для приобретения опыта деятельности, предшествующей
профессиональной, в основе которой лежит биология, химия как учебный предмет.

Форма представления результатов
 Выставки работ обучающихся;
 Участие в НПК
Содержание курса внеурочной деятельности :
Виды внеурочной деятельности – познавательная деятельность, научно-практическая,
исследовательскаая.
Формы организации внеурочной деятельности:
деятельности:
 беседы;
 лекции;
 конференции;
 опытническая деятельность;
 экскурсии в природу;
 практические занятия;
 экологические акции;

 видео-экскурсии;
 игровые моменты;
 тематические игры.
Формы организации занятий: индивидуальные; групповые; фронтальные; практикумы.
Перечень и название разделов и тем курса:
1 блок: Практическая биология.
2 блок : Практическая химия.
3 блок : Практическая экология.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение
каждой темы.
ый год обучения

1-

№

1

Тема
1 блок : Практическая биология
Вводное занятие. ТБ, знакомство с лабораторным оборудованием.

Кол-во
часов
12
1

Микробиология.
Увеличительные приборы. Техники приготовления
микропрепаратов. Техника выполнения биологического рисунка.
ПР «Приготовление временных препаратов»
ПР "Приготовление фиксированных препаратов"
Я микробиолог. ПР «Выращивание и изучение плесневых грибов»
Клетка. ПР «Изучение готовых микропрепаратов разных объектов и
сравнение особенностей клеточного строения объектов»
Химический состав растении. ПР « Исследование химического состава
растении»
Семя- будущее растение. ПР «Изучение семени однодольных и двудольных
растений»
Корень. ПР «Изучение строение корня. Опыт корневое давление»
Лист. Опыты на изучение фотосинтеза.

1

Игра. Подведение итогов.
2 блок : Практическая химия

1
13

13

ТБ, знакомство с лабораторным оборудованием.

1

14

Вода- удивительное вещество. ПР « Изучение качеств водопроводной воды»

1

15

Взвешивание, фильтрование и перегонка. ПР
Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение
неоднородных смесей
ПР «Приготовление растворов с определенной массовой долей
растворенного вещества».

1

2
3
4
5
6
7
8
9
10,
11
12

16

1
1
1
1
1
1
1
2

1

17
18
19
20
21,
22
23
24,
25

26,
27
28
29
30
31
32
33,
34

Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами.
Лабораторные способы получения неорганических веществ
Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами.
Лабораторные способы получения неорганических веществ
Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами.
Лабораторные способы получения неорганических веществ
Индикаторы. ПР «Определение среды, действие индикаторов»

1

Химия в быту. ПР Изучение состава моющих средств .

2

Химия на кухне. ПР
Оформление проектных работ. Презентация проектных работ.

1
2

3 блок : Практическая экология.

9

Экология жилья человека. Исследовательская работа «Комнатная пыль»
«Оценка внутренней отделки помещения, изучение естественной
освещенности квартиры».
Культура еды. Сообщение учащихся.
Деловая игра «Что обозначают индексы пищевых добавок?»
Создание буклета и газеты правила питания, пищевые добавки.
Экологические опасные факторы в быту.
Экономное водопотребление. Деловая игра.
Подведение итогов

2

1
1
1

1
1
1
1
1
1

Итого: 34
2-ой год обучения.

№

1
2
3,4
5,6
7,8
9,1
0
11,
12
13,
14

Тема
1 блок : Практическая биология
Вводное занятие. ТБ, знакомство с лабораторным оборудованием.

Кол-во
часов
14
1

Увеличительные приборы. Техники приготовления микропрепаратов.
Техника выполнения биологического рисунка.
Ткани. ПР «Приготовление препаратов разных видов растительных
тканей»
ПР "Изучение тканей животного происхождения
и сравнение
особенностей строения объектов "
ПР «Изучение простейших»
ПР «Создание фиксированных препаратов конечностей, летательных
аппаратов, ротовых аппаратов насекомых»
ПР «Оформление гербария»

1

ПР «Изучение животных водоема»

1

2
2
2
2
2

2 блок : Практическая химия

14

15

ТБ, знакомство с лабораторным оборудованием.

1

14

Вода- удивительное вещество. ПР « Приготовление растворов разной
концентрации»

1

15,
16
17,
18
19,
20

Химия кристаллов ПР «Выращивание кристаллов»

2

Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами.
Лабораторные способы получения неорганических веществ
Витамины. ПР «Определение витаминов в разных продукта», «Методика
титрования»
Белки и углеводы. ПР «Определение белков и углеводов в продуктах
питания».
Минеральные соли в продуктах. ПР «Ищем железо в продуктах»

2

Создание газеты о продуктах питания. Игра «Мы и пища».

1

26,
27
28

Химия в быту. ПР «Удаление жирных пятен, ржавчины, красок» .

2

Химия на кухне. ПР
3 блок : Практическая экология.

1
6

29,
30
31,
32
33,
34

Экологические проблемы. Лабораторная работа «Оценка качества 2
окружающей среды».
Лабораторная работа «Методы измерения абиотических факторов 2
окружающей среды (определение pH , нитратов и хлоридов в воде»

21,
22
23,
24
25

Подведение итогов. Создание буклета и газеты «Я и окружающая среда».

2
2
2

2

Итого: 34

3-ий год обучения.

№

1
2
3
4
5
6
7

Тема
1 блок : Практическая биология
Вводное занятие. ТБ, знакомство с лабораторным оборудованием.
Биология человека. ПР «Состав костей»
ПР «Оказание первой медицинской помощи при нарушении ОДС»
ПР «Сравни клеток крови лягушки и клеток крови человека»
ПР "изучение процессов клетки : плазмолиз и деплазмолиз"
ЛР «Функциональные пробы на реактивность сердечно-сосудистой
системы».
ЛР «Определение основных характеристик артериального пульса на лучевой

Кол-во
часов
14
1
1
1
1
1
1
1

8,
9
10,
11
12
13
12
13,
14

артерии»
ЛР «Измерение объёма грудной клетки у человека при дыхании». ЛР
«Нормальные параметры респираторной функции».
ЛР «Действие ферментов слюны на крахмал». ЛР «Действие ферментов
желудочного сока на белки».
Лабораторная работа «Изучение кислотно-щелочного баланса пищевых
продуктов»
Кожа. Роль в терморегуляции. ПР «Определение типов кожи»
Размножение клетки и её жизненный цикл. Лабораторная работа
«Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками»
Исследовательские работы

2
2
1
1
1
2

2 блок : Практическая химия

14

15

ТБ, знакомство с лабораторным оборудованием.

1

16

ПР «Исследования состава почвы»

1

15,
16
17,
18
19,
20
21
22
23,
24
25
26,
27
28

Удобрения и стимуляторы роста.

2

ПР «Решение экспериментальных задач на ионы».

2

Жесткость воды. Что такое накипь и как с ней бороться? ПР «Жесткая вода.
Свойства жесткой воды»
Перекись водорода и гидроперит. ПР «Свойства перекиси водорода»
ПР Аптечный йод и его свойства.
Столовый уксус и уксусная эссенция. ПР «Свойства уксусной кислоты и её
физиологическое воздействие».
Спирт и спиртовые настойки. Сорбит: тоже спирт.
Сода пищевая и её свойства. Сода кальцинированная.

1

29
30

Старые лекарства – как с ними поступить? Чего не хватает в вашей аптечке?
Решение задач по теме «Современные проблемы охраны окружающей среды
и здоровья человека»
Экологические проблемы человеческой деятельности
«Творчество из отходов»
Подведение итогов Экологические опасные факторы в быту.

31
32
33,
34

1
1
2
1
2

Растительные и другие масла. Почему растительные масла полезнее 1
животных жиров?Что такое антиоксиданты?
3 блок : Практическая экология.
6
1
1
1
1
2

Итого: 34

Дидактическое и материально-техническое оснащение программы:
 тематические карточки;
 иллюстрации;
 таблицы;
 схемы;
 кроссворды;
 учебные видеофильмы;
 микроскопы, готовые микропрепараты;
 гербарии;
 коллекции семян, членистоногих, моллюсков;
 влажные препараты;
 комнатные растения;
 химические вещества;
 лабораторное оборудование по химии и биологии;
 средства индивидуальной защиты


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».