Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа поселка Ребристый Согласовано: педагогическим советом МБОУ СОШ п.Ребристый Протокол от 25.05.2023 г. №_8_ Утверждаю. Директор МБОУ СОШ п.Ребристый _____________ Шаравьев С.В. Приказ от 25.05.2023 г. № 23-Д ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Естественно-научной направленности «Занимательное естествознание» Уровень усвоения программы: базовый Возраст учащихся 12-16 лет Срок реализации: 3 года (с использованием средств обучения и воспитания центра «Точка роста») Автор-составитель: Кичигина О.Л., учитель химии, биологии п. Ребристый 2023 г. Пояснительная записка Представленная программа «Занимательное естествознание» разработана в соответствии с ФГОС и реализует интеграцию естественнонаучных областей. Программа рассчитана на 3 года обучения. Работа проводится в рамках дополнительного образования. Тематика дополнительного образования рассчитана на период с сентября по май. Периодичность занятий: 1 раз в неделю, 34 занятия в год. Принципы построения программы Программа разработана как интегрированный естественнонаучный курс для учащихся. Для повышения их активности в программе предусмотрены практические работы с натуральными объектами природы, с раздаточным материалом, практические работы и экскурсии в природу. На занятиях используется самостоятельная работа с природным материалом, опытническая работа, работа с видеофильмами и дополнительной литературой. Повысить самостоятельность и заинтересованность у учащихся в процессе познания, сделать деятельность лично значимой, значительно облегчить процесс приобретения новых знаний и умений позволит использование таблиц, схем, иллюстраций, различных коллекций и моделей, а также использование на занятиях игровых технологий. Актуальность программы заключается в формировании навыков исследовательской и мыслительной деятельности, развитие практических навыков, привитие чувства причастности учащихся к проблемам охраны окружающей среды, сознательного, ответственного и бережного отношения к миру природы, собственному здоровью. Знания и умения должны подкрепляться действиями, что ведет к формированию умений, навыков, личного опыта. В рамках курса «Занимательное естествознание» ребята смогут узнать много нового из мира живой природы и на практике реализовать свои творческие способности в различных формах работы. Цель программы: формирование у детей способности к самостоятельной мыслительной и практической деятельности, положительной мотивации к изучению предметов естественного цикла. Задачи: Расширение кругозора учащихся; Вовлечение каждого участника кружка в активный познавательный процесс; Формирование теоретических знаний и практических умений в области естественных наук; Формирование умений комплексного осмысления знаний в области естествознания; Развитие любознательности, наблюдательности, стремления к самостоятельному овладению знаниями. Содержание педагогического процесса Курс «Занимательное естествознание» предусматривает целенаправленное углубление основных химических, биологических, экологических понятий. Для вводных занятий характерно сочетание элементов занимательности и научности. Чтобы не терять познавательного интереса к предмету курса учебная программа предусматривает практические видов деятельности на каждом занятии. Программа кружка включает: знакомство с приёмами лабораторной оборудования, с организацией химического производства, изучение веществ и материалов и их применение, приготовление микропрепаратов, изучение объектов и процессов растительного и животного мира. Занятия в кружке проводятся индивидуальные и групповые. Подбор заданий проводится с учётом возможностей детей, в соответствии с уровнем их подготовки и с учётом желания. В случае выполнения группового задания даётся возможность спланировать ход эксперимента с чётким распределением обязанностей для каждого члена группы. Основные формы занятий курса - рассказы учителя, обсуждение проблем, практические, исследовательские, проектные работы, решение задач с нестандартным содержанием. Обучающиеся готовят рефераты, сообщения, проекты. Для активизации познавательного интереса учащихся применяются следующие методы: использование информационно-коммуникативных технологий (составление учащимися компьютерных презентаций в программе PowerPoint, работа в сети Интернет), устные сообщения учащихся, написание проектов, выполнение практических работ с элементами исследования, социологический опрос населения. Планируемые результаты: Личностные результаты: развитие интереса к познанию мира природы и окружающих веществ; осознание потребности к осуществлению экологических, здоровье сберегающих сообразных поступков; осознание места и роли человека в биосфере; расширение сферы социально-нравственных представлений; установка на безопасный здоровый образ жизни, умение ориентироваться в мире профессий. самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения; Метапредметные результаты: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; освоение норм и правил социокультурного взаимодействиями со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья и др.); способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира, веществами, телами. Регулятивные универсальные учебные действия оценить способность планировать и проводить исследование: - определять проблемы, цель; планирования своей деятельности - находить алгоритм решения, выдвигать гипотезы - оформлять, проверять и оценивать конечный результат, корректировать - самостоятельно работать с информацией для выполнения конкретного задания - делать анализ проделанной работы и выводы Коммуникативные универсальные учебные действия ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности формулировать собственное мнение и позицию; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Познавательные универсальные учебные действия ставить и формулировать проблемы; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст. установление причинно-следственных связей; умение проводить поиск и выделять необходимую информации для объяснения явлений - умение производить выбор наиболее эффективных способов решения задач - осуществлять структурирование знаний Предметные результаты: овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьес берегающего поведения в природной и социальной среде; усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности ; умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять, описывать и характеризовать факты ; владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума; использовать методы естественных наук: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические, химические эксперименты и объяснять их результаты; • знать и аргументировать основные правила поведения в природе; • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии, химии. Дети научатся : давать научное объяснение естественнонаучным фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя естественнонаучные теории (клеточную, эволюционную, законы сохранения массы и энергии и т.д), учение о биосфере; характеризовать современные направления в развитии биологии, химии; описывать их возможное использование в практической деятельности; оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ. получат возможность научиться: организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии, химии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять продукт своих исследований; прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и экологических требований; выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в виде схем; анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных исследованиях в биологии, химии, медицине и экологии; аргументировать необходимость синтеза естественно-научного и социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации; моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов окружающей среды; выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного воздействия на экосистемы; использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и повседневной жизни для приобретения опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология, химия как учебный предмет. Форма представления результатов Выставки работ обучающихся; Участие в НПК Содержание курса внеурочной деятельности : Виды внеурочной деятельности – познавательная деятельность, научно-практическая, исследовательскаая. Формы организации внеурочной деятельности: деятельности: беседы; лекции; конференции; опытническая деятельность; экскурсии в природу; практические занятия; экологические акции; видео-экскурсии; игровые моменты; тематические игры. Формы организации занятий: индивидуальные; групповые; фронтальные; практикумы. Перечень и название разделов и тем курса: 1 блок: Практическая биология. 2 блок : Практическая химия. 3 блок : Практическая экология. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы. ый год обучения 1- № 1 Тема 1 блок : Практическая биология Вводное занятие. ТБ, знакомство с лабораторным оборудованием. Кол-во часов 12 1 Микробиология. Увеличительные приборы. Техники приготовления микропрепаратов. Техника выполнения биологического рисунка. ПР «Приготовление временных препаратов» ПР "Приготовление фиксированных препаратов" Я микробиолог. ПР «Выращивание и изучение плесневых грибов» Клетка. ПР «Изучение готовых микропрепаратов разных объектов и сравнение особенностей клеточного строения объектов» Химический состав растении. ПР « Исследование химического состава растении» Семя- будущее растение. ПР «Изучение семени однодольных и двудольных растений» Корень. ПР «Изучение строение корня. Опыт корневое давление» Лист. Опыты на изучение фотосинтеза. 1 Игра. Подведение итогов. 2 блок : Практическая химия 1 13 13 ТБ, знакомство с лабораторным оборудованием. 1 14 Вода- удивительное вещество. ПР « Изучение качеств водопроводной воды» 1 15 Взвешивание, фильтрование и перегонка. ПР Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей ПР «Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества». 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10, 11 12 16 1 1 1 1 1 1 1 2 1 17 18 19 20 21, 22 23 24, 25 26, 27 28 29 30 31 32 33, 34 Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ Индикаторы. ПР «Определение среды, действие индикаторов» 1 Химия в быту. ПР Изучение состава моющих средств . 2 Химия на кухне. ПР Оформление проектных работ. Презентация проектных работ. 1 2 3 блок : Практическая экология. 9 Экология жилья человека. Исследовательская работа «Комнатная пыль» «Оценка внутренней отделки помещения, изучение естественной освещенности квартиры». Культура еды. Сообщение учащихся. Деловая игра «Что обозначают индексы пищевых добавок?» Создание буклета и газеты правила питания, пищевые добавки. Экологические опасные факторы в быту. Экономное водопотребление. Деловая игра. Подведение итогов 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Итого: 34 2-ой год обучения. № 1 2 3,4 5,6 7,8 9,1 0 11, 12 13, 14 Тема 1 блок : Практическая биология Вводное занятие. ТБ, знакомство с лабораторным оборудованием. Кол-во часов 14 1 Увеличительные приборы. Техники приготовления микропрепаратов. Техника выполнения биологического рисунка. Ткани. ПР «Приготовление препаратов разных видов растительных тканей» ПР "Изучение тканей животного происхождения и сравнение особенностей строения объектов " ПР «Изучение простейших» ПР «Создание фиксированных препаратов конечностей, летательных аппаратов, ротовых аппаратов насекомых» ПР «Оформление гербария» 1 ПР «Изучение животных водоема» 1 2 2 2 2 2 2 блок : Практическая химия 14 15 ТБ, знакомство с лабораторным оборудованием. 1 14 Вода- удивительное вещество. ПР « Приготовление растворов разной концентрации» 1 15, 16 17, 18 19, 20 Химия кристаллов ПР «Выращивание кристаллов» 2 Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ Витамины. ПР «Определение витаминов в разных продукта», «Методика титрования» Белки и углеводы. ПР «Определение белков и углеводов в продуктах питания». Минеральные соли в продуктах. ПР «Ищем железо в продуктах» 2 Создание газеты о продуктах питания. Игра «Мы и пища». 1 26, 27 28 Химия в быту. ПР «Удаление жирных пятен, ржавчины, красок» . 2 Химия на кухне. ПР 3 блок : Практическая экология. 1 6 29, 30 31, 32 33, 34 Экологические проблемы. Лабораторная работа «Оценка качества 2 окружающей среды». Лабораторная работа «Методы измерения абиотических факторов 2 окружающей среды (определение pH , нитратов и хлоридов в воде» 21, 22 23, 24 25 Подведение итогов. Создание буклета и газеты «Я и окружающая среда». 2 2 2 2 Итого: 34 3-ий год обучения. № 1 2 3 4 5 6 7 Тема 1 блок : Практическая биология Вводное занятие. ТБ, знакомство с лабораторным оборудованием. Биология человека. ПР «Состав костей» ПР «Оказание первой медицинской помощи при нарушении ОДС» ПР «Сравни клеток крови лягушки и клеток крови человека» ПР "изучение процессов клетки : плазмолиз и деплазмолиз" ЛР «Функциональные пробы на реактивность сердечно-сосудистой системы». ЛР «Определение основных характеристик артериального пульса на лучевой Кол-во часов 14 1 1 1 1 1 1 1 8, 9 10, 11 12 13 12 13, 14 артерии» ЛР «Измерение объёма грудной клетки у человека при дыхании». ЛР «Нормальные параметры респираторной функции». ЛР «Действие ферментов слюны на крахмал». ЛР «Действие ферментов желудочного сока на белки». Лабораторная работа «Изучение кислотно-щелочного баланса пищевых продуктов» Кожа. Роль в терморегуляции. ПР «Определение типов кожи» Размножение клетки и её жизненный цикл. Лабораторная работа «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками» Исследовательские работы 2 2 1 1 1 2 2 блок : Практическая химия 14 15 ТБ, знакомство с лабораторным оборудованием. 1 16 ПР «Исследования состава почвы» 1 15, 16 17, 18 19, 20 21 22 23, 24 25 26, 27 28 Удобрения и стимуляторы роста. 2 ПР «Решение экспериментальных задач на ионы». 2 Жесткость воды. Что такое накипь и как с ней бороться? ПР «Жесткая вода. Свойства жесткой воды» Перекись водорода и гидроперит. ПР «Свойства перекиси водорода» ПР Аптечный йод и его свойства. Столовый уксус и уксусная эссенция. ПР «Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие». Спирт и спиртовые настойки. Сорбит: тоже спирт. Сода пищевая и её свойства. Сода кальцинированная. 1 29 30 Старые лекарства – как с ними поступить? Чего не хватает в вашей аптечке? Решение задач по теме «Современные проблемы охраны окружающей среды и здоровья человека» Экологические проблемы человеческой деятельности «Творчество из отходов» Подведение итогов Экологические опасные факторы в быту. 31 32 33, 34 1 1 2 1 2 Растительные и другие масла. Почему растительные масла полезнее 1 животных жиров?Что такое антиоксиданты? 3 блок : Практическая экология. 6 1 1 1 1 2 Итого: 34 Дидактическое и материально-техническое оснащение программы: тематические карточки; иллюстрации; таблицы; схемы; кроссворды; учебные видеофильмы; микроскопы, готовые микропрепараты; гербарии; коллекции семян, членистоногих, моллюсков; влажные препараты; комнатные растения; химические вещества; лабораторное оборудование по химии и биологии; средства индивидуальной защиты